ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ
инициативной группы «Дом Советов – народное достояние» и представителей калининградских общественных организаций к депутатам Калининградской областной Думы и к прокурору Калининградской области, принятое на совместном заседании 10 февраля 2021 года в г. Калининграде
Мы, участники совместного заседания инициативной группы «Дом Советов – народное достояние» и представителей калининградских общественных организаций, обсудив решение губернатора Калининградской области А.А. Алиханова о сносе недостроенного неаварийного здания Дома Советов, считаем данное решение незаконным, разделяющим калининградцев и создающим в регионе неудовлетворительную общественно-политическую обстановку.
В связи с этим мы обращаемся к депутатам Калининградской областной Думы (от всех политических партий), а также к прокурору Калининградской области с просьбой о проведении депутатской и прокурорской проверки и оценки нижеуказанных фактов.
Наше обращение обусловлено отказом губернатора Калининградской области от неоднократно предлагаемого нами прямого диалога главы региона с калининградской общественностью по поводу сноса Дома Советов – самого главного архитектурного сооружения советского периода истории Калининградской области.
Ветераны Великой Отечественной войны, заслуженные архитекторы и строители Калининграда, представители общественных патриотических организаций при проведении депутатской и прокурорской проверок просят обратить внимание на следующее:
1. Снос Дома Советов — это ликвидация главного символа героического штурма и взятия Кёнигсберга.
2. Снос Дома Советов или серьёзное изменение его внешнего облика в ходе реконструкции является грубым нарушением авторского права на неприкосновенность архитектурного произведения – Дома Советов (статья 1281 ГК РФ).
3. Сделку 2018 года по приобретению Дома Советов в областную собственность за 399 миллионов рублей необходимо признать ничтожной (в связи с непредоставлением продавцом объекта полного комплекта проектно-сметной документации, стоимость которой составляет сумму в пределах одной четвёртой стоимости любого продаваемого здания) либо потребовать заключения дополнительного соглашения к договору купли-продажи с целью добровольного возврата продавцом в бюджет вышеуказанной стоимости документации (для компенсации затрат на изготовление её заново), без которой невозможно вести реконструкцию или планируемый снос здания.
4. Необходимо проверить обоснованность проведения в 2020 году повторных технического обследования и расходования бюджетных средств (в размере 19,7 млн. рублей) при наличии заключения по итогам аналогичного технического обследования Дома Советов, проведенного в 2018 году (перед согласованием выкупа здания с депутатами Калининградской областной Думы).
5. Признать ничтожным (не соответствующим техническому заданию и ГОСТ 31937-2011) заключение НИЦ «Строительство» по итогам технического обследования Дома Советов в 2020 году, в связи с указанием в нём несуществующего в ГОСТ 31937-2011 названия категории технического состояния здания («ограниченно работоспособное состояние с элементами аварийности»). Считаем вышеуказанное заключение НИЦ «Строительство» бездоказательным, поскольку напряжения и деформации в основных несущих конструкциях здания Дома Советов в зависимости от изменения внешних нагрузок не проверялись.
6. Рассмотреть вопрос об имеющихся фактах нарушения закона при приватизации здания Дома Советов в 1995 году путём незаконного перевода здания (федеральной собственности) в собственность Калининградской области и города Калининграда. Обратить внимание на наличие в открытых источниках информации о консервации здания в 1980-х годах, о консервации Дома Советов и усиления его несущих конструкций в 2005 году, а также на наличие в заключении НИЦ «Строительство» 2020 года ложных утверждений о полном отсутствии консервации здания в течение всего периода его существования.
7. Обоснованием траты бюджетных средств на сделку по выкупу Дома Советов (при согласовании её с Калининградской областной Думой в 2018 году) являлось его дальнейшее использование в качестве административного здания для размещения региональных и федеральных органов власти, а не привлечение инвестора для его сноса (называемого сейчас «реконструкцией») и застройки прилегающей к Дому Советов пока общедоступной для горожан территории (площадью более 3,5 га). Необходимо определить причины более позднего заявления губернатора А.А. Алиханова (несоответствующего первоначальному, данному при согласовании с депутатами Калининградской областной Думы) о том, что главным приобретаемым областью активом являлось не само здание Дома Советов, а земля вокруг него, которая, кстати, не принадлежала бывшему владельцу здания на праве собственности.
8. По предварительной оценке наших специалистов на реконструкцию и ввод в эксплуатацию Дома Советов (при сохранении его оригинального внешнего вида и конструктивного проектного решения) потребуется от 1,3 до 1,8 млрд. рублей, что в два раза ниже публично заявленных губернатором затрат на его восстановление без демонтажа. В связи с этим до разработки Правительством Калининградской области технико-экономического обоснования двух вариантов дальнейших действий (сноса или достройки здания) необходимо объявить мораторий на единолично принятое губернатором решение по практически полному сносу и реконструкции Дома Советов (с обязательным обсуждением этих двух вариантов с калининградской общественностью). В целях изыскания дополнительных средств регионального и городского бюджетов на достройку Дома Советов необходимо ввести временный мораторий на расходование бюджетных средств для восстановления, реставрации и капитального ремонта зданий довоенной постройки (на которые ежегодно выделяется около 500 миллионов рублей).
9. С учётом того, что в советский период на недостроенный до сих пор калининградский Дом Советов были потрачены колоссальные государственные (народные) средства (на 1983 год – почти 4 миллиона советских рублей), считаем, что федеральные и региональные органы власти обязаны изыскать необходимые бюджетные средства на достройку Дома Советов и тем самым исправить многолетние упущения бывших руководителей города и области, допущенные в постсоветский период.
10. Необходимо провести проверку наличия профессионального строительного образования и необходимого опыта работы у действующих руководителей АО «Корпорация развития Калининградской области», отвечающих за проект реконструкции Дома Советов. В связи с наличием у нас информации об отсутствии вышеуказанных образования и опыта у лиц, ответственных за Дом Советов, предлагаем ввести в состав руководства АО «Корпорация развития Калининградской области» наиболее опытного профессионала-строителя, положительно себя зарекомендовавшего в ходе строительства важнейших объектов города и области за последние годы.
11. Просим на законодательном уровне повысить роль и значение профессионального мнения калининградских архитекторов, обеспечить для них приоритетные условия участия в архитектурных конкурсах.
12. В связи с наличием в калининградских средствах массовой информации многочисленных сообщений (до настоящего времени не опровергнутых Правительством Калининградской области) о том, что предполагаемым инвестором сноса Дома Советов и застройки прилегающей территории является ранее уволенный с госслужбы (в том числе в связи с конфликтом интересов), бывший заместитель председателя правительства Калининградской области, ныне – руководитель компании «Мегаполис» Евгений Морозов, необходимо установить достоверность данной информации (в целях недопущения строительства элитной жилой и деловой недвижимости на пока общедоступном для жителей Калининграда земельном участке).
13. В связи с тем, что 9 февраля 2021 года на мероприятии с участием губернатора Калининградской области А.А. Алиханова, организованном в Москве на площадке Российско-Германской внешнеторговой палаты в Москве, генконсул ФРГ в Калининграде Ханс Гюнтер Маттерн позволил себе нагло вмешаться в сложный внутриполитический вопрос, связанный с только предполагаемым сносом Дома Советов, просим ответить на вопрос: «Не является ли поведение генконсула ФРГ недопустимым для дипломата проявлением германизации населения Калининградской области и вмешательства во внутренние дела РФ?».
14. Просим рассмотреть официальные обращения в защиту Дома Советов, подписанные генеральным секретарём Российского отделения международной архитектурной организации DOCOMOMO International Николаем Васильевым и директором московского Института модернизма, кандидатом искусствоведения Ольгой Казаковой, и осознать тот факт, что в случае дальнейшего игнорирования властью мнения защитников Дома Советов, калининградцы будут вынуждены выходить на согласованные публичные мероприятия — акции протеста.
15. В связи с особой важностью и сложностью здания Дома Советов – объекта, являющегося признанным символом Калининграда и Победы в Великой Отечественной войне, предлагаем создать Координационный совет по достройке и введению в эксплуатацию здания Дома Советов из числа квалифицированных калининградских специалистов и ветеранской общественности, а также применить в процессе его достройки особые методы организации работ.
Заранее благодарим за объективное рассмотрение нашего обращения.
С уважением,
от имени участников совместного заседания инициативной группы «Дом Советов – народное достояние» и представителей калининградских общественных организаций
Координатор
инициативной группы
«Дом Советов – народное достояние» М.Ю. Макаров
Обращение подписали представители следующих общественных организаций:
От КОО «ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАШЕГО КАЛИНИНГРАДА» и ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ВЕТЕРАНОВ-СТРОИТЕЛЕЙ:
Нетреба Михаил Павлович, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин города Калининграда, кандидат технических наук, лауреат премии Совета Министров СССР в области строительства, почетный строитель РФ, ветеран восстановления Калининграда;
Войтов Алексей Стефанович, почетный и заслуженный строитель РФ, президент Фонда социальной поддержки ветеранов — строителей, председатель правления КОО «Ветеранское движение за становление и развитие нашего Калининграда»;
Жолкевский Вячеслав Владимирович.
От КАЛИНИНГРАДСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ДЕТИ ВОЙНЫ»:
Тишкова Любовь Степановна, председатель КРОООО «ДЕТИ ВОЙНЫ»;
Туманкина Татьяна Яковлевна, депутат горсовета г. Калининграда, ветеран труда, отличник народного образования, заслуженный учитель школы.
От калининградского отделения Союза архитекторов России:
Еремеев Вадим Геннадьевич, заслуженный архитектор России;
Невежин Александр Васильевич;
Лебедихин Сергей Вениаминович.
От калининградского отделения Академии геополитических проблем:
Шульгин Владимир Николаевич, доктор исторических наук, председатель калининградского отделения Академии геополитических проблем.
От Региональной общественной организации «Русская община Калининградской области»:
Макаров Максим Юрьевич, исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области»
От Народно-патриотического движения «Рождённые в СССР»:
Бладыко Владимир Петрович.
А ТАКЖЕ:
Ковальчук Василий Владимирович, доцент КГТУ, кандидат технических наук, заслуженный строитель РФ, почётный строитель России.
Довыденко Лидия Владимировна, главный редактор журнала «Берега».