Несколько лет назад в посёлке Ушаково Гурьевского района Калининградской области появился гражданин ФРГ Виктор Лидер и открыл там своё предприятие по производству моторных яхт для очень богатых заказчиков. Строил он их по голландским проектам из иностранных материалов и комплектующих, которые до 2016 года можно было беспошлинно ввозить в наш регион. В 2015 году тогдашний губернатор-германизатор Николай Цуканов (любитель приближать к себе агентов иностранных спецслужб типа своего давнего друга Воробьёва, осужденного за госизмену) активно поддерживал немецкого гражданина – судостроителя с фамилией, обязывающей быть лидером.
В 2019 году Виктор Лидер вполне мог стать банкротом. Заявление о признании его банкротом (из-за ссудной задолженности в размере 10,1 млн рублей) подавало саратовское отделение Сбербанка. Позднее выяснилось, что Виктор Лидер задолжал не только Сбербанку. Почти 15 миллионов рублей он был должен банку «Интеза», учреждённому иностранными компаниями (из США, Германии, Нидерландов, Великобритании), включая пресловутый Фонд Сороса. В 2015 году две дочерние организации последнего («Открытое общество» и «Открытое общество фонд содействия») были признаны Генпрокуратурой РФ нежелательными организациями в России.
Вся эта и другая информация о немецком гражданине находилась и находится в открытом доступе, но почему-то её не заметило руководство Калининградского государственного технического университета, практически спасшее Виктора Лидера от банкротства.
Всё в том же («банкротном» для Виктора Лидера) 2019 году КГТУ стал победителем открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (ОКР), реализуемых в рамках подпрограммы «Развитие судостроительной науки» государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений».
Согласно конкурсной документации КГТУ должен был выполнить для госзаказчика (Минпромторга России) за 389 миллионов 500 тысяч бюджетных рублей ОКР «Создание среднемагистрального автомобильно-пассажирского экологически чистого парома на электроходу» (Шифр «ЭКО-Паром») в период с 11 ноября 2019 года по 27 ноября 2021 года. Спустя полтора месяца после заключения госконтракта (29.12.2019), КГТУ зачем-то закупает услуги по выполнению составной части вышеуказанных ОКР на сумму 239 975 342, 13 рублей у ООО «Ушаковские верфи», принадлежащего гражданину ФРГ Виктору Лидеру, как у якобы ЕДИНСТВЕННОГО поставщика (забыв про наличие в регионе государственного судостроительного завода «Янтарь», что вызывает вопросы о наличии/отсутствии коррупционных интересов заказчика) .
После заключения такого многомиллионного контракта риск банкротства немецкого гражданина был сведён к нулю. Кстати, сведения о заключенном с компанией В.Лидера договоре КГТУ разместил на официальном государственном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, почему-то с нарушением сроков, указанных в части 2 статьи 4.1 Федерального закона № 223-ФЗ.
В соответствии с госконтрактом и допсоглашением № 2 к нему ООО «Ушаковские верфи» должно было завершить изготовление опытного образца парома, спустить его на воду для проведения швартовых, судовых испытаний и опытной эксплуатации не позднее 29 июля 2021 года, но компания немецкого гражданина этот срок нарушила. Нарушила и вместо того, чтобы получить наказание за нарушение сроков, получила непонятную поддержку со стороны заказчика (КГТУ), Минпромторга РФ и даже губернатора Калининградской области (которого, похоже, втянули в эту некрасивую и дурно пахнущую историю по явному недоразумению).
7 сентября 2021 года (за полтора месяца до ОКОНЧАНИЯ срока исполнения госконтракта по изготовлению опытного образца парома) сайт ОСК рассказал о НАЧАЛЕ строительства грузопассажирского парома на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». То есть ОБОРОННЫЙ завод «Янтарь» предоставил доступ на свою, по сути, режимную территорию сотрудникам ООО «Ушаковские верфи» (в том числе собственнику компании, гражданину ФРГ Виктору Лидеру, которого ранее финансировал банк, принадлежащий иностранцам, включая врага России — Джорджа Сороса) для использования заводской сборочной площадки (стапеля «Буревестник», оснастки, энергоресурсов) и производственных мощностей завода для выполнения работ по формированию корпуса недоделанного вовремя парома.
При этом СМИ не сообщили о нарушениях со стороны КГТУ сроков исполнения договорных обязательств (о чём сказано в допсоглашении № 5 к госконтракту и в решении рабочей группы № 3/53 от 19 марта 2021 года), а также о том, что 18 марта 2021 года Минпромторг РФ направил ректору КГТУ Волкогону претензию, в которой сказано о штрафе в размере 200 000 рублей за привлечение без надлежащего согласования с заказчиком двух соисполнителей (ООО «Марэкс Дизайн» и АО «Нордик Инжиниринг»). АО «Нордик Инжиниринг», кстати (как и «Ушаковские верфи»), тоже является компанией с немецкими корнями и «русским акцентом».
В итоге возникают три следующих вопроса.
Почему КГТУ изначально заключил договор не с Прибалтийским судостроительным заводом «Янтарь», а с «единственным» поставщиком (ООО «Ушаковские верфи»), у которого изначально отсутствовала производственная площадка, необходимая для выполнения работ в полном объёме?
Неужели для того, чтобы спасти имидж КГТУ, можно допускать риск утечки военно-промышленных секретов из-за допуска иностранного гражданина и подчинённых ему лиц на территорию завода, выполняющего заказы для Министерства обороны РФ?
Не лучше ли (пока не поздно) расторгнуть соглашение о сотрудничестве между ПСЗ «Янтарь» и ООО «Ушаковские верфи», а также отстранить последнее от работ по госконтракту, в связи с нарушением срока (29.07.2021) сдачи парома госзаказчику?
Позднее можно было бы официально заменить недобросовестного исполнителя работ на добросовестного – ПСЗ «Янтарь», не допустив попадания иностранных граждан и связанных с ними лиц на территорию оборонного предприятия.
Русская община Калининградской области просит прокуратуру Калининградской области и другие правоохранительные органы в рамках своей компетенции проверить вышеизложенную информацию и принять (при наличии оснований) меры реагирования в соответствии с действующим законодательством РФ.