В 1945 году главный православный праздник — Пасха — совпал с днём Георгия Победоносца (6 мая) и непосредственно предшествовал Дню Победы. Как известно, Георгий Победоносец был святым воином, победителем дракона, символизирующего зло. Этот же символизм повторился при подписании Маршалом Советского Союза Георгием Константиновичем Жуковым акта о безоговорочной капитуляции Германии.
Мы вышли из чудовищной войны как никогда сплоченным Народом-Победителем с неожиданно возрожденным патриаршеством и открыто позитивным отношением большинства советских граждан к Русской Православной Церкви, русским истории и культуре.
Ещё тогда, в пасхальном и победном мае 1945 года, наш народ получил от Бога завет безусловного уважения Православия и Великой Победы. Победы достигнутой, благодаря реальному проявлению практически каждым советским человеком военной поры, главной сущности Православия – Любви – готовности положить свою душу (жизнь) «за други своя».
И вот, спустя 75 лет, мы — потомки победителей — дождались немыслимого и сакрально недопустимого момента, когда в пасхально-победные дни нас заставляют дрожать от «коронавируса» и не выходить из своих домов под угрозой огромных штрафов.
Под благовидным предлогом защиты жизни и здоровья людей государство необдуманно и недопустимо принизило сакральное значение празднования Пасхи и Дня Победы – дней, которые символизируют победу жизни над смертью. И в небесном, и в земном измерении.
Главным «гауляйтером», почему-то лишь выборочно загнавшим нас в наши квартиры, стал Роспотребнадзор. Руководители его региональных управлений возомнили себя новыми уполномоченными по делам религий и стали лихо выписывать предписания об ограничении допуска в храмы для большинства их постоянных прихожан.
Повсеместная активизация процесса «юридического» оформления перекрытия массового доступа в храмы, произошла в Страстную неделю, накануне Праздника Праздников и Торжества из Торжеств – Пасхи Христовой.
Печально, что священноначалие половины российских епархий Русской Православной Церкви, покорно, ссылаясь на очень сомнительные (с точки зрения законности) антирелигиозные запреты санитарных врачей, а также на далеко не запретительные и неоднозначные слова нашего Святейшего Патриарха Кирилла, сообщили православным об ограничении доступа мирян в их родные и любимые храмы.
Наша родная Русская Православная Церковь, все постсоветские годы прославлявшая подвиг новомучеников и исповедников Россиийских, не рискнула поступить так, как сама же предопределила несколько лет назад. Поступить исповедническим образом.
У нас есть действующий общецерковный документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», которым должны руководствоваться все православные, включая священноначалие.
Хотелось бы напомнить антиправославным губернаторам и санитарным врачам следующие положения этой концепции:
«Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху»
«Во всем, что касается исключительно земного порядка вещей, православный христианин обязан повиноваться законам, независимо от того, насколько они совершенны или неудачны. Когда же исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершение иного несомненного греха в отношении Бога и ближнего, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божией и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений и заповедей Божиих, а если такое законное выступление невозможно или неэффективно, занимать позицию гражданского неповиновения».
Общеизвестно, что православные граждане России — особо законопослушные люди, но они же особо чутко ощущают малейшие проявления неправды, несправедливости, а также полускрытого кощунства над Богом и Его Церковью (земной и небесной).
В связи с этим большинство воцерковлённых православных мирян никогда не будут считать законными и справедливыми требования губернаторов и/или санитарных врачей (официально озвученные во многих регионах РФ) об ограничении свободного посещения храмов. Тем более в День Святой Пасхи Христовой.
Уверен в том, что это же большинство считает требования власти (Роспотребнадзора) не посещать храм — принуждением верующих к некоторому отступлению от Христа и Его Церкви, а выполнение таких требований — душевредным деянием, угрожающим вечному спасению.
Такие верующие люди, основываясь на положениях вышеуказанного церковного документа, действующей Конституции РФ, а также на нижеуказанных изречениях православных святых имеют право стать исповедниками своей веры. Они имеют право оказать гражданское неповиновение незаконным требованиям власти в форме игнорирования запрета на посещение храмов.
Православные миряне могли бы не исполнять антихристианские требования Роспотребнадзора об ограничениях доступа в храмы даже в случае их полного соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Когда же по факту мы имеем явную антиконституционность таких требований, выполнять их тем более необязательно.
На святом Престоле в алтаре каждого православного храма воистину – в Своей Плоти и Крови – восседает Сам Глава всей Церкви, Пастыреначальник Господь Иисус Христос. Он Сам призывает верующих в него евангельскими словами «Придите ко мне все… и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
Кто же может ограничить свободный доступ людей к Богу, постоянно призывающему их в свои храмы?
Святой Иоанн Златоуст говорил, что «храм есть жилище Бога», а также то, что «Церковь есть духовная лечебница и приходящие в нее должны получать средства для исцеления, прилагать их к своим ранам и с этим уходить отсюда».
Наши православные священники не раз вразумляли нас, напоминая о том, что отвергать храмовое богослужение – это значит отвергать Бога, ищущего нас. О том, что Литургия — это наше общее со священноначалием духовное дело, и заменить эту общую литургическую молитву и службу ничем невозможно. Нам говорили, что в своих частных молитвах мы пытаемся лишь пробиться к Небу, а в храме само Небо открыто нам. Нас уверяли, что храм – это родник живого общения с Богом и только в нём утоляется жажда души.
29 марта, призывая православных мирян временно воздержаться от посещения храмов, наш Святейший Патриарх сослался на пример 50-летнего пустынничества (непрестанной молитвы без посещения храма) преподобной Марии Египетской.
Я многогрешный дерзну обратить внимание на то, что призвала (по сути, благословила) Марию Египетскую на многолетнее нахождение в пустыне, Сама Пресвятая Богородица. Это уникальный случай. И сделала Она это в ответ на глубочайшее покаяние Марии в своих блудных грехах.
Но самое главное в том, что перед уходом в пустынный затвор (то есть перед переходом к многолетней внехрамовой жизни) Мария Египетская исповедалась и причастилась Святых Христовых Тайн.
Мы же, уходя в благословлённый Святейшим Патриархом квартирный затвор, остались без предварительного Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа и, соответственно, без предваряющей Причастие Исповеди.
Именно по этой причине очень важно разрешить людям причаститься в день Пасхи Христовой. Хотя есть и другие (в том числе правовые) причины для беспрепятственного доступа православных в храмы и регулярного причастия в этих храмах.
Недавно я с удивлением обнаружил, что 19 апреля — день Пасхи Христовой — совпал в этом году с днём памяти святого преподобноисповедника Севастиана Карагандинского. Думаю, что это совпадение промыслительно и с помощью него Бог помогает нам понять, что мы должны быть в храмах. Хотя бы изредка и на большие праздники.
В 1966 году, за неделю до своей смерти, отец Севастиан, будучи в очень телесно слабом состоянии, упросил отнести его на пасхальное богослужение в храм. Незадолго до своего ухода, о котором он знал заранее, старец Севастиан говорил и такие (особо важные сейчас) слова:
«Не оставляйте церкви, особенно старайтесь быть в воскресенье и в праздники. Соблюдая это, спасетесь по милости Божией и по ходатайству Царицы Небесной…Только в Церкви человек обновляется душой и получает облегчение в своих скорбях и болезнях».
Святой Севастиан говорил, что главное — всегда полагаться на волю Божию и Его Божественный Промысл, а также держаться царского пути, то есть «придерживаться золотой середины». Он говорил: «Здоровье – дар Божий, злоупотреблять своим здоровьем грешно пред Богом», но при этом добавлял, что «болеть нам необходимо, иначе не спасемся, болезни – гостинцы с Неба».
То есть, если человек действительно заболел инфекционной болезнью, то он должен вылечиться и только потом идти в храм на общественное богослужение. Если же он здоров и у него не было достоверно выявленных контактов с уже заболевшими людьми, то ему необходимо в обязательном порядке регулярно посещать храм. Особенно в воскресные и в праздничные дни, не говоря уже о главнейшем православном празднике — Пасхе.
Большинство православных со смирением приняли призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который 29 марта сказал:
«Я призываю вас, мои дорогие, в ближайшие дни, пока не будет особого патриаршего благословления, воздержаться от посещения храмов».
В момент произнесения этих слов в качестве «ближайших дней» подразумевался недельный период сроком до 5 апреля.
Учитывая этот небольшой срок, а также то, что Святейший Патриарх не опроверг правильность правовой позиции своего Правового управления, большинство православных мирян решили смиренно послушать своего Предстоятеля и остались дома.
Но после того, как «ближайшие дни» истекли, а власти стали регулярно продлевать период самоизоляции, миряне серьёзно забеспокоились по поводу возможных ограничений на посещение храмов в Вербное воскресенье, в дни Страстной седмицы и на Пасху. И беспокоились совершенно не зря, так как худшие опасения стали реальностью.
Два дня назад на сайте Московской городской епархии Русской Православной Церкви был опубликован исторический очерк «Русская Церковь в период эпидемий», подготовленный явно для того, чтобы убедить православных в допустимости согласия нашего уважаемого священноначалия с требованиями Роспотребнадзора о недопущении в храмы мирян в период действия режима самоизоляции.
В конце этого очерка есть ссылки на использованные автором источники, но в них вы не обнаружите объёмную книгу профессора Ивана Николаевича Корсунского «Деятельность Филарета, митрополита Московского, в холеру 1830–1831 годов».
Невнимание автора к этому серьёзнейшему источнику скорее всего обусловлено тем, что в нём имеются многочисленные утверждения святого Филарета Московского о необходимости в период эпидемии продолжать общественные богослужения в храмах со свободным доступом на них для мирян. Почитайте сами эту книгу и сравните с текущей ситуацией.
Святой Филарет Московский говорил:
«Надлежит духовенству, в простых и вразумительных поучениях при Богослужении и, кроме того, при всех благоприятных случаях, в собеседовании домашнем, внушать народу, что настоящее Божие посещение многих мест опасностью от заразительной болезни и самою болезнью послано для временного наказания грехов наших, для возбуждения нас к молитве, покаянию, укреплению в вере, исправлению жития, и таким образом для предохранения нас от осуждения вечного… Святая вера, в настоящее посещение Божие, не только ничем не стесняется, но и получает новую силу, по действию провидения Божия, которое и наказания обращает в благодеяния, и зло в добро. В Москве и, по сведениям, повсюду в других местах святые храмы необыкновенно наполнены молящимися, кающимися, приобщающимися Святых Таин: не благодать ли Христова внушает сии спасительные действия? Следственно не Христос ли царствует?».
Учитывая вышеизложенное, как руководитель Русской общины Калининградской области и представитель части православных мирян Калининградской митрополии Русской Православной Церкви (правящим архиереем которой является сам Святейший Патриарх Кирилл), я обращаюсь к Предстоятелю Русской Церкви и нашему митрополиту. Я очень прошу Его Святейшество дать нам своё особое патриаршее благословение на свободное посещение мирянами храмов в День Светлого Христова Воскресения и в некоторые последующие дни и праздники.
Тем более, что по данным РБК около половины российских епархий Русской Православной Церкви не будут (при соблюдении всех возможных и необходимых мер предосторожности) запрещать мирянам присутствовать на пасхальных богослужениях. Чем же хуже миряне тех регионов, в которых уровень заражённости коронавирусом аналогичен уровню регионов, в которых нет запрета на посещение храмов?
По мнению некоторых экспертов коронавирус представляет собой искусственно разработанный вид нового биологического оружия. Если это так, то оно без сомнения используется против действующих лидеров государств, включая Президента России. Запугав и частично истребив (с помощью нового вируса) население разных стран, «убив» экономику и серьёзно понизив уровень жизни, можно легко направить людской гнев против действующей власти.
Это война нового типа. Мировая война.
В связи с этим для граждан России она опять (как и в 1941 году) должна стать Священной войной, то есть наши люди и власти должны понять, что без помощи Божией, как бы мы не старались, нам не победить, не справиться с «пандемией» коронавируса и другими аналогичными вызовами.
В Священном Писании есть такие слова:
«Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий», в русском переводе: «если Господь не сохранит города, впустую бодрствовал страж» (это особенно актуально для мэра Москвы Сергея Собянина, а также его региональных и муниципальных коллег в субъектах РФ);
«Коня приготовляют на день битвы, но победа от Господа» (это было бы важно вспомнить федеральному руководству нашей страны).
Истинность этих слов многократно подтверждалась в нашей тысячелетней истории, в которой было больше военного, чем мирного времени. Но нынешние государственные и муниципальные борцы с коронавирусом (требующие не пускать верующих в храмы) решили, что Божия помощь им не нужна.
Не по-российски это как-то, ведь слова «Хранимая Богом родная земля» пока никто не вычеркнул из текста нашего государственного гимна.
К сожалению, приходится констатировать наличие признаков огромного давления на немногочисленных проправославных губернаторов, в результате которого их заставили изменить свои первоначальные официальные решения о свободном посещении храмов.
Сейчас продолжается информационное давление на губернатора Ставропольского края. В Башкирии СМИ уже заявляют о том, что правоохранительные органы будут штрафовать всех, кто пойдет в церковь на Пасху.
Судя по всему, кто-то забыл о том, что согласно 14 статье Конституции РФ Россия является светской страной, а все религиозные объединения отделены от государства.
Отделение религиозных объединений от государства имеет большое юридическое значение. Это «отделение» выражается во взаимном невмешательстве в дела друг друга (религиозных объединений, с одной стороны, и государства, его органов и должностных лиц — с другой).
Светское государство должно быть нейтрально в сфере свободы традиционных религиозных верований. Оно не должно вмешиваться в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, в законную деятельность Церкви и иных религиозных объединений, не возлагать на них выполнение каких бы то ни было своих функций.
Согласно статье 19 Конституции РФ в нашей стране все равны перед законом и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от отношения к религии, а также от других обстоятельств. Кроме этого Основной закон России запрещает любые формы ограничения прав граждан, в том числе по признакам религиозной принадлежности.
Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип конституционного права, включающий в себя одинаковую обязанность граждан соблюдать закон и равное отношение правоохранительных и иных государственных органов к различным нарушителям одних и тех же норм. Нарушение принципа равенства называется дискриминацией.
На мой взгляд, своими действиями, то есть официальными предписаниями санитарных врачей, требующими от епархиальных архиереев принять меры «по временному приостановлению посещения гражданами культовых зданий, в том числе по запрету доступа граждан в культовые здания», а также «по не допущению проведения религиозных массовых обрядов» наше государство (в лице Роспотребнадзора) грубо вмешивается в деятельность Церкви и нарушает права её членов, которыми являются физические лица — равноправные (по сравнению с неверующими, нецерковными людьми) граждане России.
В связи с тем, что до настоящего времени отсутствуют предписания Роспотребнадзора по временному приостановлению посещения гражданами торговых зданий (супермаркетов, в которых находится намного больше людей, чем в храмах), в том числе по запрету доступа граждан в такие торговые здания (а также в метро и в другой общественный транспорт), предписания Роспотребнадзора (уже изданные для религиозных организаций), являются незаконными, так как нарушают конституционный принцип равенства ВСЕХ граждан перед законом.
Получается, что в период самоизоляции верующим гражданам России запрещается доступ в намного меньшие (по сравнению с супермаркетами) храмы по причине недопустимости массового скопления людей, а на массовое скопление людей в супермаркетах, в общественном транспорте и перед входами в метро, Роспотребнадзору наплевать.
Это явная дискриминация по религиозному признаку, так как равного отношения Роспотребнадзора к различным нарушителям одних и тех же норм о «социальной дистанции» не наблюдается. Это при том, что не соблюдение «социальной дистанции» в храмах — это единичные случаи, а её же несоблюдение в супермаркетах и в общественном транспорте — повсеместное и постоянное явление.
Наши враги отлично понимают то, что без предварительного сакрального «выключения», то есть официального публичного принижения значения главных (для Православия и Победы) дней в году, добиться своих целей внутри России и во всём мире им будет очень сложно.
Очевидно и то, что практически все страны мира сейчас сражаются с «пандемией» по единой «методичке». Архитекторы мировой биологической войны требуют от глав государств «правильной» и единообразной борьбы с коронавирусом. И эта «правильность» лукаво и совершенно «случайно» является антихристианской, так как предполагает необходимость ограничения свободы совести и свободы вероисповедания, предусмотренных конституциями большинства стран мира.
Ещё в 2014 году я призывал всех патриотов России сплотиться вокруг нашего Президента, говорил о значении Православия и Победы (краеугольных камнях, на которых стоит духовно-национальная идентичность нашего народа).
Президент России и сейчас находится под ударом внешних и внутренних врагов. Особенно после принятия им решения отправить правительство Дмитрия Медведева в отставку и подготовки конституционных поправок, которые позволят перейти к серьёзным шагам по укреплению суверенитета нашей страны.
В настоящее время прозападный олигархат, а также «семейные» с Волошиным и К вступили в полуоткрытую борьбу против Президента, избранного большинством граждан России. Опасаясь за своё будущее, либералы-западники требуют от Владимира Путина вернуть им верховную власть, опрометчиво (как оказалось для них) отданную ему в 1999 году.
Чтобы повысить шансы России благополучно пережить нынешний короновирусно-турбулентный период, Президент должен защитить от прямого и косвенного уничижения наши главные ценности — Православие и Победу. Их явное поругание идёт в настоящее время под предлогом борьбы с коронавирусной «пандемией».
Президент одним своим словом может не дать врагам Церкви и Отечества отменить всенародное празднование Пасхи Христовой и Дня Победы. Празднование очень необходимое сейчас нашей стране, нашему народу и самому нашему Президенту.
Учитывая тот факт, что российские граждане в период самоизоляции всё же выходят на улицу, толпятся в супермаркетах, ездят в метро, автобусах и маршрутках, государство могло бы 9 мая организовать безопасное возложение цветов к братским могилам советских воинов. Возложение цветов в День Победы – это наш святой долг перед павшими за свободу и независимость нашей Родины и выполнение этого долга (в отличие от Парада Победы) переносить нельзя.
Братские могилы и мемориалы находятся на открытом воздухе. Это не замкнутое пространство, не закрытое помещение магазина и не салон автобуса. Сотрудники полиции могли бы обеспечить контроль за соблюдением любых мер и необходимой дистанции между людьми, захотевшими возложить цветы и венки к памятникам своих славных дедов и прадедов.
В связи с этим прошу Президента России дать поручение губернаторам и полпредам организовать в день 75-летия Великой Победы безопасное для граждан возложение цветов к братским могилам советских воинов.
Исполнительный директор РОО «Русская община Калининградской области», председатель Совета регионального общественного движения «Союз потомков русских солдат – участников штурма Кёнигсберга», государственный советник Калининградской области 3 класса
Максим Макаров.